Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о государственной монополии на производство и продажу сахара. Если парламент проголосует за документ, а президент подпишет, с 1 июля этот вид товара в России смогут выпускать лишь организации, назначенные чиновниками. Оптовая и розничная торговля, экспорт-импорт будут возможны только через специально уполномоченные федеральные органы власти.
Ради здоровья нации
Авторами проекта выступили четыре депутата Госдумы от ЛДПР и три сенатора, документ зарегистрирован в базе парламента вечером в четверг, 17 марта.
Госмонополия означает:
- Единые госстандарты, лицензирование всей производственной деятельности, госконтроль за товарооборотом.
- Разрешительный порядок импорта, экспорта и любой закупки сахара. Закупка — строго по госконтрактам.
- Госконтроль цен.
Вслед за госмонополией на сахар авторы законопроекта хотят предложить ввести такой же порядок производства и продажи других популярных товаров.
«Предлагаем не останавливаться и ввести монополию в первую очередь на продукцию, содержащую алкоголь и табак», — сообщил агентству «РИА Новости» один из инициаторов проекта Алексей Диденко.
Задачи всех этих инициатив, убеждают авторы, — сбить цены, победить дефицит, пополнить госбюджет, снизив зависимость от нефтегазовых доходов, а также «устранить негативные последствия потребления».
Правительство будет искать способы сдержать цены на масло и сахар
«Сделаю варенье»
Рост продаж сахара-песка торговые сети заметили в первые же дни после начала «военной спецоперации российских войск на Украине». За три недели, к 17 марта розничная цена выросла почти на 13 %, если верить данным Росстата.
В первых числах марта ритейлеры начали объявлять об ограничении продажи продуктов, а потом и прочих товаров в одни руки. Первым отметился «Ашан» с ограничением — не более 10 кг сахара в одном чеке. Затем подтянулись и остальные, а норма сократилась до 1-3 кг.
Ограничения оказались жестче, чем в пандемию, когда правительство пыталось установить государственные розничные цены на сахар-песок и растительное масло.
https://youtu.be/8JFLAU7PeBQ
Правда, продавцы и тогда, и сейчас позволяют покупателям пробивать несколько чеков или заново вставать в очередь к кассе за новой порцией.
«Сделаю варенье, как пойдут фрукты, на зиму будет сладкое, а то разве знаешь — останутся конфеты к осени в магазине или нет», — авторитетно объяснила покупательница супермаркета петербургской сети «Пловдив» корреспонденту «Продукта».
На ажиотаж влияют эмоции от неуверенности в завтрашнем дне, срабатывают старые советские рефлексы. Однако — зря, считает эксперт «Продукта», предприниматель и консультант по организации пищевых производств Иван Кузнецов. Пустые полки — это в первую очередь результат ажиотажного спроса, а не глобального недостатка товара:
«Стоит помнить, что Россия является одним из крупнейших производителей сахара, подсолнечного масла и пшеницы в мире. Нынешний дефицит на полках случился исключительно из-за кратного роста спроса, за которым не успевают мощности поставщиков по фасовке и логистике. Проще говоря, проблема в быстрой доставке до магазинов».
10 марта российские власти запретили экспорт белого сахара и тростникового сахара-сырца. Можно вывозить только в страны Евразийского экономического союза, и то, получив разрешение от Минсельхоза.
Ритейлеры всеми силами пытаются смягчить психологический удар от пустеющих полок с товарами первой необходимости. «Магнит», «Семишагофф» и другие сети перешли на собственную фасовку сахара-песка в распределительных центрах или прямо в супермаркетах. «Магнит» 16 марта отчитался, что фасует 750 тонн еженедельно, а готов — 2 100 тонн.