Петербургские производители и поставщики спиртного рассказывают, что к концу марта — началу апреля стоимость импортируемых напитков выросла примерно в два раза — несмотря на то, что курс доллар и евро вернулся к значениям до 24 февраля. Продажи привозного алкоголя предсказуемо начали падать. В группе компаний «Ладога» рассчитывают, что россияне массово перейдут на российское спиртное.
Валютные курсы вечером воскресенья, 10 апреля, вернулись к 74,8 рублям, а евро к 81,7 рублям. Для сравнения, 20 февраля доллар стоил 75,7 рублей, а евро 86,1 рубль. Однако новые курсы — это цифры Банка России, в коммерческих банках доллар продают в среднем за 86 рублей, а евро за 93 рубля. Больше того, на международных торговых площадках к рублю еще меньше уважения — например, «Алиэкспресс» отсылает товары в РФ, конвертируя цену по 118 рублей за доллар.
Стоимость алкоголя растет не кратно курсу, говорят в «Ладоге». Рост курса доллара или евро на четверть оборачивается ростом розничной рублевой цены в два раза, так как влияют: пошлины, НДС, стоимость доставки, наценки дистрибьютора, торговой сети или кафе/ресторана.
«То есть приличное массовое итальянское или французское вино, которое стоило 600 рублей, сейчас на полке стоит уже 1 200», — говорит РБК президент «Ладоги» Вениамин Грабар.
Около трети бизнеса группы — импорт. В 2014 году объем продаж привозного спиртного рухнул на 43 %, сейчас падение будет не слабее, полагают петербургские виноделы.
Пьем российское. Пивовары назвали дату ухода из страны всех импортных брендов
Специфика момента в том, что логистику придется строить заново — с той же Европой связи порваны практически полностью. На пограничных переходах тормозят фуры, а контейнеры «на любом этапе могут быть сняты с судна из-за российского адресата»:
«Компания проходит уже через шестой внешний экономический кризис, и мы к ним привыкли, но такого комплекса проблем, как сейчас, не было ни в 1998 году, ни в 2008-м, ни в 2014-м».
Главный расчет — на то, что потребитель заместит в своем рационе импортный алкоголь местным. В «Ладоге» верят, что ушедших иностранных производителей заменят отечественные, поскольку им даден «дополнительный стимул для развития производства»:
«Джины уже на 80 % российские, производство рома активно развивается, российского вина, в том числе качественного, уже много. Так что основную массу иностранных алкогольных напитков заменят, и не по логистическим, а по экономическим причинам — импортный алкоголь очень подорожает, и люди перейдут на российский».
В конце марта директор по развитию «Ладоги» Дмитрий Исаченков прогнозировал, что импорт обвалится на 40 %. Импортерам помогло бы упразднение таможенного оформления образцов для сертификации и «решение вопроса с параллельным импортом» (так чиновники называют ввоз товаров без разрешения правообладателя).
Что любопытно, в те же дни в «Ладоге» говорили, что с 30 марта снижают отпускные цены на 17-19 % — в первую очередь на привозные товары.
Рынок алкоголя перетряхнуло в конце февраля — начале марта. Сначала некоторые поставщики, занимающие больше 50 % рынка, просто прекратили поставки импортного спиртного — из-за обвала рубля. Затем, 2 марта, такие крупные как компании Luding и Simple заговорили о том, что возобновляют поставки — но с изменившимися условиями: цены выше, отменяются некоторые акции и корпоративные скидки, часть позиций заменяется российскими аналогами. Однако с тех пор санкции, на фоне продолжающейся военной операции в Украине, только ужесточаются. Например, запрет на проезд зарегистрированной в России и Беларуси грузовой техники по территории ЕС бьет в том числе и по рынку алкоголя.
Группа компаний «Ладога» (Ladoga) входит в десятку крупнейших российских поставщиков спиртного. Группе принадлежит водочный завод в Петербурге мощностью 4,5 млн дал. Продукция реализуется в 140 тысячах торговых точек по всей стране. «Ладоге» принадлежат бренды водки «Царская», «Царское село», «Императорская коллекция», «Санкт-Петербург люкс», джина «Барристер». Группа до недавнего времени владела испанскими винодельнями Bodegas и Vinedos, французским коньячным заводом Favraud, чешским ликерным заводом Fruko Schulz.