Средства массовой информации могут без опасений рассказывать о росте цен на продукты и дефиците товаров, заверил глава комитета по государственному строительству Совета Федерации Андрей Клишас. Уголовного преследования не будет, успокоил сенатор. Андрей Клишас уже несколько лет является главным автором законопроектов о неуважении к власти и так называемых «фейковых новостях».
Накануне интервью РБК, где высокопоставленный парламентарий объяснял изменившееся законодательство, в медиатусовке распространялся инсайд: закон о «заведомо ложной информации о российской армии» может быть распространен на другие негативные новости. Наказание — штраф до 5 млн рублей и лишение свободы на 5-15 лет. Закон действует уже почти три недели.
Возможно ли, чтобы материалы в СМИ и просто интернете о том, что цены растут, продуктов питания не хватает, трактовались полицией как «дискредитация военной спецоперации» и рассматривались как основание для уголовного преследования?
«Я считаю, что нет никакой проблемы в такой публикации. Есть достоверные данные: по ряду продуктов, товаров цены выросли. Это факт? Факт. Есть определенная статистика по этому поводу. А оценки причин могут быть разные», — заверил глава комитета по госстроительству.
То есть если автор поста или новости сообщает о доказуемом факте — то можно. Если делится мнением — тоже можно.
«Одни могут считать, что это искусственно созданный товарный дефицит. Другие могут считать, что это [виновата] специальная операция. Третьи считают, что какой-то картельный сговор между сетями и производителями. Оценки есть оценки».
Официально, по данным Росстата, цены за три недели после введения жестких санкций против российской экономики поднялись на 6,2 %. Активнее всего дорожает сахар — на 31 % с начала марта. Причина — ажиотажный спрос, который, правда, сбивается той же самой растущей ценой.
Овощи-фрукты догоняют сахар. Только за последнюю попавшую в статистику неделю, с 12 по 18 марта, репчатый лук подорожал почти на 14 %, а помидоры и бананы — на 8 %.