Молочный фальсификат никуда не делся с полок магазинов. Более того, в последнее время такой продукции становится значительно больше. Даже весьма лояльная организация Роскачество, которая обычно старается сильно не огорчать россиян, бьет тревогу: молоко все чаще разбавляют водой или растительными жирами.
Почему же системы отслеживания «Меркурий» и «Честный знак», бремя трат (и немалых) на которые легло на производителей, не помогают в борьбе с фальсификатами молочной продукции? Автор этого материала — совладелец сырного производства, поэтому всю кухню работы с данными системами знает не понаслышке.
Сначала о хорошем
«Меркурий» — это система ветеринарного контроля, но в электронном виде. Раньше, ветеринар выписывал справку на молоко непосредственно на молочной ферме. Далее молоко заливали в молоковоз, который тоже сертифицирован и должен в специальных компаниях проходить обработку.
После поступления молока на завод и его дальнейшей переработки — появляется новый сертификат ветеринарный сертификат. Его выписывают на каждую партию продукции. Если завод большой, то он мог держать своего ветеринара в штате, а если маленький, то заказывать районного, который будет приходить и выписывать бумажки.
Система «Меркурий» позволила исключить людей из этой цепочки, поскольку с ее внедрением все стало происходить в электронном виде. Работа для производителей реально облегчилась.
Однако есть важная деталь: вся цепочка красиво работает лишь в случае, если все ее участники подключены к «Меркурию». И здесь мы столкнулись с неожиданной проблемой: некоторые наши покупатели отказались подключаться к «Меркурию» (хотя это быстро и бесплатно). Им проще было отказаться от закупок нашего сыра, чем нагрузить себя дополнительной работой. Да, мы потеряли ряд клиентов.
Что касается «Честного знака», то я возлагал на него большие надежды, ведь внедрение данной системы позволило бы очистить рынок от контрафактного сыра, который нелегально ввозится в Россию, из-за чего бюджет недополучает налоги.
До недавнего времени финский сыр можно было купить во многих магазинах города, да и просто на лотках и развалах у метро. А он, в свою очередь, ввозился из соседней страны в багажниках автомобилей без какой либо уплаты налогов и уже без «Меркурия» и «Честного знака».
Сырного фальсификата на рынке немало. Например, любимая многими закуска к пиву — сыр-косичка. Зачастую он производится из молока сомнительного происхождения с добавлением сухого молока и растительного жира. А продается такой продукт на развес без этикеток, в лучшем случае упакованный в пленку.
Но чуда не случилось. Мы зарегистрировалось в «Честном знаке», платим за
каждую этикетку, маркируем каждую пачку сыра уникальным кодом. А
десятки других производителей этого как не делали, так и не делают. То
есть, нечистые на руку производители продолжили работать на рынке.
Почему так происходит?
С некоторыми дружественными странами у России, по сути, нет границ и поэтому без особых проблем можно ввести сухое молоко, замороженные сливки и прочие ингредиенты. Данная продукция не учитывается в «Честном знаке» и «Меркурии».
Затем это расходится по заводам. Например, завод который делает ультрапастеризованное молоко, может на ферме закупать 5 тонн молока, принимать его на завод, а еще 5 тонн добавлять в виде сухого молока. Далее все это фасуется в упаковки и продается без указания в составе молочного порошка.
Точно так же молочная ферма, у которой 100 голов коров, может отгружать не только цельное молоко, но и восстановленное — сделанное из сухого молока выдавая его за собственный свежий продукт. Я знаю несколько заводов, годами работающих по такой схеме, и никто из них закрываться не собирается.
В Петербурге проверили молоко: больше половины оказалось фальсификатом
Еще одна проблема заключается в недостаточной эффективности работы правоохранительных органов. Например, то же Роскачество весьма регулярно выявляет фальсификаты молочной продукции у одних и тех же заводов. То есть, мы знаем, что один завод годами поставляет на рынок фальсифицированную продукцию, но при этом продолжает работать. Почему так происходит? Почему заводу позволяют обманывать потребителей годами? Не понятно.
Наглядное подтверждение неэффективности системы «Честный знак» можно наблюдать на примере табачной продукции. Пачки с сигаретами уже давно маркируют «Честным знаком». Но при этом, если в Петербурге зайти на Апраксин двор, то там в каждом втором магазине и ларьке будут продаваться сигареты без «Честного знака». Продавцы не будут прятаться и скрывать этого. Нелегальная торговля процветает во многих злачных местах десятилетиями и в каждом городе есть такие локации.
Ну и еще один немаловажный момент. Глупо отрицать, что в стране есть потребность в недорогой молочной продукции. А пока есть спрос, производители всеми силами будут делать так, чтобы потребитель этот недорогой продукт получал в любых количествах. Да, в системе «Честный знак» и «Меркурий» должны появится аналитические отделы которые будут подробно изучать все сигналы о фальсификате, проводить расследования и передавать эти данные в правоохранительные органы. Будет ли это сделано — покажет время.
Иван Кузнецов, предприниматель, консультант по организации пищевых производств. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Ну тут вы не совсем правы. Сама система Честного знака дает свои результаты. Просто, во-первых, она только-только запустилась, а для наведения порядка на рынке все таки должно пройти время. Плюс, есть определенная проблема, конечно, с надзорными органами, которые не всегда хотят хорошо выполнять свои обязанности. Но тут вопрос уже не к маркировке. Будем надеяться, что вскоре всё раскачается и заработает в полную меру, чтобы фальсификата не осталось на нашем рынке.
Именно, что функции надзора у маркировки нет и она, по сути, не нужна, т.к. не несет каких либо полезный функций
Так называемое масло Аксай не покупайте, потому что это не масло, а комбижир.