Сельхозпроизводители Санкт-Петербурга и Ленинградской области опасаются, что из-за санкций и отказа иностранных партнеров работать с российскими компаниями сократятся объемы производства молока, мяса, яиц и овощей. Импортозависимость оказалась серьезнее, чем полагали чиновники. Чтобы сдержать рост стоимости продуктов питания, производители требуют остановить рост цен на бензин, электричество и корма.
Производители высказали претензии чиновникам на пресс-конференции в ТАСС, куда пришли представители Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов и торгово-промышленной палаты Ленобласти.
Сельхозпроизводители повышают цены только после того, как получают квитанции на оплату ЖКХ, счета за логистику и так далее, дали понять в Ассоциации фермерских хозяйств. То есть ситуация уже серьезная и пора принимать меры.
Если государство сможет сделать так, чтобы не надо было повышать расходы на вышеперечисленное плюс зарплату, говорят аграрии, то и закупочные цены останутся, где они есть.
Специальные цены на топливо для фермеров и агропредприятий — это первое, что точно стоит сделать. С этим согласны в Ленинградской торгово-промышленной палате.
Главной проблемой, с которой не поможет госрегулирование цен, является прекращение продаж в России качественной импортной сельхозтехники. Компании John Deere и JSB прекратили поставки — в том числе запчастей. Остались белорусские трактора, однако цены на них уже выросли в два-три раза, жалуются петербургские колхозники.
Исполнительный директор ТПП Игорь Муравьев прямо предлагает: игнорировать патенты и авторское право, начав выпускать запчасти прямо тут, на местных предприятиях:
«Вопросы патентного права, думаю, сейчас ушли немного в сторону. Главное, чтоб техника работала».
Привозной племенной материал заменить сложнее, особенно в птице- и свиноводстве, где импортируется до 100 % родительских стад. Исключение составляет яйценосная птица, 20 % все-таки выращивается в регионе. У трех местных птицефабрик — «Роскар», «Северной» и «Синявинской» — есть где выращивать родительские стада домашней птицы.
50 % бычьего семени — тоже родное, российское. Правда, селекционных центров в Петербурге и Ленобласти нет. Зато местные молочные коровы по своей продуктивности занимают третье место в России благодаря 9 000 кг молока с одного животного в год.
Чиновники и предприниматели с удовольствием констатируют, что пока иностранные партнеры не отказываются ввозить племенной материал в Россию. Европейский лучше — просто потому, что там занимались полезной селекцией последние сто лет. Представители власти обещают искать новые источники материала по всему свету.
Однако импортозамещение обходится слишком дорого, сокрушаются в Ассоциации фермерских хозяйств. В условиях рыночной конкуренции закупки за рубежом — просто выгоднее. Поэтому до сих пор и вакцины, и биопрепараты, и корма, и упаковка завозится из-за границы. И не все фермеры готовы переходить на более дорогие российские заменители. Выйти в прибыль после полной замены удастся лет через пять, переживают в ассоциации.
В комитете по экономической политике Петербурга считают, что зависимость местных производителей от импорта достигает 70 %. Одна только тара для молокозаводов чего стоит. Идея импортозамещения коробок Tetra Pack стеклянными бутылками и бидонами уже официально озвучена.
Как песок сквозь пальцы. Госдума рассматривает закон о госмонополии на сахар