Недавняя публикация материала «Делать колбасу и сосиски нормального качества в России невыгодно» заставила нас порассуждать о том, настолько ли всё плохо в отрасли переработки мяса и почему сложилась ситуация, при которой бизнесмены не видят возможностей производить качественный продукт. Действительно ли виноваты только торговые сети и их ценовая политика? Или же здесь применим принцип «если считаешь виноватыми всех вокруг, то самое время посмотреть в зеркало»?
Напомним, что бывший совладелец мясокомбината «Петербурженка» Владимир Гинтовт прямо заявил: даже если делать продукты минимально приемлемого качества, то лучшем случае можно будет работать в ноль. А вот если делать те же сосиски по нормальному рецепту, то они, по мнению Гинтовта, будут стоить минимум 600 рублей за килограмм, и мало кто сможет купить их по такой цене. Бизнесмен разочаровался в пищевом бизнесе и покинул его.
Однако есть на этот счёт и иное мнение. «Вообще странно слышать от людей занимающихся бизнесом то, что бизнес не приносит прибыли. В таком случае им лучше не заниматься, а фиксировать убытки и закрываться. В колбасном бизнесе очень много случайных людей. Я знаю нескольких человек которые приходили в этот бизнес, покупая дорогостоящее Оборудование и искренне верили, в то, что они то сделают ту самую докторскую колбасу, но реальность далека от их представлений», — рассказывает совладелец компании по производству копченого сыра, эксперт по организации и развитию производств продуктов питания Иван Кузнецов.
По его словам, сложившееся положение дел обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, это зависимость от сырья. «В России со свининой сейчас дело хоть и лучше, чем пять лет назад, но шпик свиной по низкой цене у нас производить не умеют. Говядины отечественной крайне мало, а Южно Американская завязана на доллар».
Ещё одна традиционная российская беда — между производителем колбас и производителем мяса есть много посредников, которые делают это мясо дороже.
Но главную причину стагнации эксперт видит в кризисе идей. «Никто в колбасном бизнесе уже лет 15 не может предложить чего-то нового. Всё одно и тоже, но в разных упаковках и под разными названиями. Все копируют друг-друга, но ничего нового не предлагают. А это один из корней проблем», — считает Кузнецов. «Сейчас стало появляться много мелких производителей, которые вялят (сушат) и активно захватывают рынок, а это просто бездонный рынок разного рода снековой продукции».
Говоря конкретно о заводе «Петербурженка», который не смог выдержать конкуренцию на рынке, Иван Кузнецов отмечает, что предприятие оказалось не готово к новым вызовам и санкциям. «Они просто не справились с новыми вызовами. До 2014 года все сидели на иностранном сырье. Свинина немецкая, шпик испанский, говядина из Южной Америки. Кто-то кто не справился с вызовами закрылся сразу, кто-то дотянул до 2019 года и закрылся сейчас. Это рынок, он живой и меняется каждый день. А о том, что разочаровался в бизнесе всегда можно успеть сказать».