Онлайн-каналы продаж продуктов питания развиваются в России стремительными темпами. Однако по большей части это обусловлено ростом популярности таких сервисов в крупных городах, а также финансовыми возможностями акционеров, которые не жалеют средств на развитие проектов в условиях ожесточенной конкуренции.
Гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков предлагает не переоценивать потенциал роста онлайн-каналов продаж даже для наиболее продвинутого в этом плане рынка Москвы.
«По итогам 2021 года в Москве и столичном регионе доля e-com составляет 22 %. Прогноз роста к 2025 году — до 33 %. И это очень оптимистичный прогноз. Очевидно, что Москва, в силу высокого уровня доходов и ритма жизни, будет фаворитом в гонке e-com. И доля интернет-продаж в столице будет больше, чем где-либо в России. Тут сконцентрированы ведущие сервисы всех игроков, тут они тестируются, запускаются новые проекты и так далее. Я готов согласиться с тем, что влияние e-com в Москве ощущается особенно остро, но все-таки пока это не 30 %. Хотя, если разделить онлайн-продажи на продовольственные и непродовольственные товары, то в первом случае мы едва приближаемся к 10 %», — отмечает эксперт в интервью для Retail.ru.
По словам Федякова, конкуренция в онлайне становится все более ожесточенной, а высокие темпы роста вынуждают акционеров вливать немалые суммы в дальнейшее развитие проектов, которые продолжают генерировать убытки. Фактически, рынок электронной коммерции превращается в место схватки гигантов, которые соревнуются в объемах инвестиций в онлайн-каналы продаж, из-за чего доступ небольшим игрокам в данный сегмент фактически оказывается закрыт.
«Для примера: «Лента» купила «Утконос». То есть выглядит так, что офлайн-ритейлер купил онлайн-ритейлера. Но в реальности мы понимаем, что Алексей Мордашов, по сути, переложил деньги из одного кармана в другой. «Утконос», в который он инвестировал 20 лет в убыток, просто позволил компенсировать часть налога на прибыль, которая была бы у «Ленты», — так объясняет логику действий олигарха Мордашова по слиянию двух собственных активов гендиректор INFOLine.
Значительные суммы вкладывает в развитие собственных онлайн-проектов и Сбер. Корпорация может позволить себе практически любые проекты, поскольку получает триллион рублей прибыли от финансового сектора и распределяет эти средства, напоминает эксперт.
«Фактически, мы получаем онлайн-ритейл в виде конкуренции серьезных монстров. Классические ритейлеры могут оказаться раздавленными между ними», — отмечает Федяков, добавляя, что времена, когда онлайном занимались энтузиасты, прошло. Он не исключает, что вскоре за дистанционные продажи нужно будет доплачивать, поскольку бесконечно инвестирование в убыточные онлайн-проекты, цены на товары в которых ниже, чем в офлайн-магазинах, продолжаться не может.