Директор формата жестких дискаунтеров «Магнита» Анжела Рябова рассказала о первых результатах работы новой сети В1, которая должна стать конкурентом проекта «Чижик» от Х5 Group и других «магазинов для бедных». Впрочем, от последней формулировки все игроки рынка старательно открещиваются.
Первые жесткие дискаунтеры под брендом В1 или «Первый выбор» «Магнит» открыл в начале 2023 года в Московской области, решив экспериментировать с новым форматом на ограниченной территории, а не «распыляться» по регионам. Сейчас сеть насчитывает уже 21 торговую точку, которые работают в Москве и Подмосковье, что позволяет одновременно тестировать продажи в различных локациях и с покупателями, имеющими разные возможности.
По словам Анжелы Рябовой, за это время закрыт был лишь один магазин В1, располагавшийся в новом торговом центре. Именно на ТЦ, не оправдавший ожиданий по приросту трафика, в «Магните» и возложили вину на закрытие торговой точки, назвав остальные работающие магазины успешными.
Продажи овощей и фруктов в дискаунтерах В1 Анжела Рябова считает самой настоящей «миниреволюцией» в сегменте таких магазинов. Ведь остальные игроки низкобюджетной торговли делают ставку преимущественно на товары с длительным сроком хранения и те товары, которые доставляют наименьшее количество проблем при выкладке и транспортировке.
«Мы смогли совершить «миниреволюцию» в дискаунтерах с точки зрения продаж фруктов и овощей. Все говорят, что они не очень хорошо продаются в таком формате. Но у нас их доля в обороте превышает десятки процентов, это один из лучших показателей на российском рынке. И она значительно превзошла наши ожидания. У ближайших конкурентов эти цифры исчисляются единицами процентов», — похвалила свою работу госпожа Рябова, назвав ключевым позиционированием сети В1 словосочетание «фреш-дискаунтер».
Еще одно необычное для жесткого дискаунтера направление — собственная пекарня. Точнее, выпечка из замороженных полуфабрикатов. Однако даже для такой условной пекарни необходимо наличие определенного оборудования и персонала, который умеет им пользоваться. Пока в «Магните» с этим не видят особых проблем.
«Как выглядит пекарня в В1? Это печка, два холодильника, мойка и расстойка для теста. Мы установили четыре программы, и сейчас главная задача — чтобы все сотрудники магазина умели печь. Пока умеют не все, но на самом деле это очень просто и отдельно пекарь не нужен».
А вот весовые товары не полностью оправдали возложенных на них ожиданий. Так, дискаунтеры В1 запускались с весовыми позициями сразу в трех направлениях: орехи, конфеты, крупы. Но сейчас из пяти ящиков круп осталось три, были убраны макароны (перья и ракушки), поскольку отличие по цене весовых и фасованных макарон незначительное. Зато получилось с конфетами, которые хорошо берут на развес, поскольку покупателям предложена единая цена.
Все магазины имеют кассы самообслуживания — через них проходит почти каждая четвертая покупка в Москве и каждая шестая — в регионах (надо полагать, речь пока о конкретном регионе — Подмосковье).
Еще одним отличием от конкурентов Анжела Рябова считает отсутствие промоакций в магазинах В1. Однако такая модель работы используется абсолютно во всех магазинах «низких цен» — там товары продаются именно по тем ценам, по которым их же выставляют по акциям в классических магазинах. В этом подходе нет ничего принципиально нового, поскольку давать акции от реальных цен ни одна торговая сеть, как бы она себя не позиционировала, не может.
Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата