Все последние недели мир активно обсуждает недопустимость проявлений расизма и нетерпимости к людям с другим цветом кожи. К этому подтолкнули недавние события в США. Под давлением общественного мнения коррективы в свою работу и позиционирование своих продуктов начали вносить многие производители.
Например, Unilever пересмотрит названия своих косметических средств, чтобы там не было ни намека на превосходство «белого» над остальными. Coca-Cola не будет рекламироваться в Фейсбуке, пока там есть место «расистскому контенту». Этому примеру уже последовали и другие крупные производители. Очевидно, что в ближайшее время и другие компании по всему миру будут пересматривать свою политику по части рекламы и маркетинга.
Несмотря на то, что Россия в этом плане остается эдаким «островком стабильности», складывающиеся тренды непременно коснутся и нас. Во-первых, в нашей стране работает немало транснациональных корпораций и часто именно они задают вектор позиционирования тех или иных продуктов в своем сегменте. Во-вторых, многие локальные производители, уже отработавшие на трендах натуральности, экологичности и ЗОЖ, находились в поиске чего-то нового. Найдутся и те, кто просто захочет «хайпануть» на теме и раскрутить какой-нибудь продукт.
Сегодня мне позвонил один из производителей молочных продуктов и на полном серьезе начал рассказывать о планах по производству лимитированной серии черного молока в знак солидарности с борьбой против расизма. Он поручил технологу на предприятии проработать возможность окрасить обычное коровье молоко в черный цвет с помощью угля. Называть предприятие пока не буду, дабы раньше времени производитель не столкнулся со слишком сильным вниманием и информационной атакой на себя. Слишком сильно напряжение в обществе.
Во время общения по скайпу с производителем шоколада, мы на полном серьезе обсуждали возможность назвать белый шоколад как-то иначе. Например, шоколад без какао-порошка, убрав слово «белый». Пока это просто обсуждения на уровне шуток, но не исключено, что ритейлеры, наблюдающие за происходящим, могут ввести определенные требования к производителям по этой части в обозримой перспективе.
Таким образом, мы можем столкнуться с исчезновением из названий продуктов слов «белый», «светлый», «осветленный», «отбеливающий» и всего того, что как-либо может указывать на превосходство белого над иными цветами.
Большинство производителей, по крайней мере, в России, дистанцируются от всего происходящего, но при этом постараются не раздражать потребителя и незаметно изменят слова/цвет упаковки, если потребуется. При этом рынок однозначно увидит смелые маркетинговые идеи на теме недопустимости расизма. Разумеется, они вызовут бурную реакцию и массовые обсуждения — то самое, что будет нужно в краткосрочной перспективе для «прокачки» нового продукта.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети, t.me/mikhail_lachugin