Несколько дней назад появилась новость о том, что Коптевский районный суд Москвы назначил ООО «Яндекс.Лавка» административный штраф в размере 250 тысяч рублей за нарушение коронавирусных санитарных норм в дарксторе на Тимирязевской улице в столице. Административное наказание вынесено по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Проверку в дарксторе проводил Роспотребнадзор.
Как было установлено, сотрудников склада не тестировали на ковид и антитела, не измеряли температуру, система вентиляции даркстора не проходила очистку и дезинфекцию, в неудовлетворительном состоянии были УФ-излучатели. Назначенное наказание является минимальным по указанной статье, предусматривающей также приостановление деятельности на срок до 90 суток. В пресс-службе «Яндекса» воздержались от комментариев решения суда.
Новость, в общем-то рядовая. Но ранее контролирующие органы почти не обращали внимания на многочисленные дарксторы растущих как на дрожжах сервисов доставки. Рано или поздно, с ростом онлайн-торговли, положение дел должно было измениться.
Все дело в том, что дарксторы — это часто помещения, вообще никаким образом не предназначенные для работы с продуктами питания. Если посмотреть, например, на работу СберМаркета или iGoods, то эти сервисы осуществляет доставку из действующих супермаркетов и гипермаркетов. Достаточно прозрачно работают Х5 и «ВкусВилл», которые со своей онлайн-торговлей растут из традиционной розницы, а дарксторы создают в соответствии со всеми требованиями, поскольку знают, как работать с Роспотребнадзором.
Этого нельзя сказать про «Яндекс.Лавку» и «Самокат», которые работают исключительно из дарксторов. И предпочитают особо не афишировать их местонахождение и уж тем более пускать внутрь кого угодно. На фотографиях к пресс-релизам и в своих социальных сетях эти компании показывают дарксторы выглядящими очень красиво. Но в реальности они выглядят так не всегда. Часто на дарксторе даже нет вывески, а окна закрыты. Догадаться о нахождении его в помещении можно по большому количеству припаркованных велосипедов и снующих туда-сюда курьеров.
У некоторых компаний дарксторы представляют из себя плохо убранный склад, на котором продукты питания лежат прямо на полу, что строго запрещено. То же самое касается доставщиков готовой еды. Опять же, можно сравнить. Например, «Додо пицца» старается показывать процесс приготовления заказа в режиме онлайн. Заказ готовится в конкретном ресторане. В каком именно — тоже известно сразу. Но задумывался ли когда-нибудь покупатель о том, где и кем выпускается пицца, к примеру, от сервиса доставки «2 Берега»? Правильно, лучше не задумываться.
В этом контексте с «Яндекс.Лавкой» случился прецедент. Можно спрогнозировать, что подобных новостей о дарксторах мы будем видеть все больше. Поскольку чистоту, порядок и санитарные меры в дарксторах не могут контролировать покупатели, это будет делать уполномоченная организация. Хотя к качеству работы самого Роспотребнадзора можно предъявлять не меньше претензий. Но это уже другая история.
Иван Кузнецов, предприниматель, консультант по организации пищевых производств. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции